Почему некоторым наплевать на музыку…

Всем привет, Александр Строганов здесь =)

Сегодня немного философии и интересных исследований =)

Пока читаете данную публикацию — слушайте параллельно хорошую музыку. Нажмите кнопку play в плеере (если аккаунта в Яндекс Плюс у вас нет – вы можете сделать его и получить 60 дней бесплатно – здесь):

Трудно найти человека, который был бы полностью равнодушен к музыке. Несмотря на различие музыкальных вкусов, не бывает такого, чтобы человек никак не реагировал на музыкальную композицию. Даже, кажется, самую чёрствую душу способна растрогать какая-нибудь необыкновенная мелодия.

не любовь к музыке

Однако всё же такие люди есть, и их безразличие к музыке, а может быть, и отвращение можно объяснить физиологическими особенностями – нарушениями в центре удовольствия в мозге, не позволяющими положительно реагировать на музыкальный стимул.

При том факте, что музыка – один из универсальных языков общения, она доступна не каждому. Этому существует научное обоснование, когда человек не воспринимает музыку из-за амузии, нарушения слуха. Утрата музыкального слуха заключается в потери человеком способности узнавать известные музыкальные шедевры, запоминать звуковые сочетания, разбираться в нотах и многое другое. Может быть и такой вариант, что когда-то человек мог наслаждаться музыкой, а в результате амузии лишился данной возможности.

Амузия это всё равно, как, если бы, слушая речь на иностранном языке, человек не мог понять в ней ни слова, даже если они аналогичны родным. Однако неспособность получать эстетическое удовольствие от музыки имеет ещё одну причину, названную музыкальной ангедонией, которую обнаружили учёные из университета Барселоны. Во главе у Хосепом Морко-Палларесом группа исследователей поставила эксперимент: как разные люди реагируют на музыку.

Учёные предположили, что равнодушие к музыке можно объяснить не только некачественным исполнением, но и неспособностью мозга настроиться на данный вид удовольствия. не любовь к музыке 1

Каждый ищет что-то своё в музыке: одному нравится ритм, другому собственно мелодия, третьему – композиционная стройность, и последнему — всё в совокупности. В целом, всё сводится к чувству удовольствия и напротив. Это значит, что в восприятии музыки задействованы нервные центры мозга, отвечающие за ощущение удовольствия, которые именуют системой подкрепления. Негативная реакция на музыкальный стимул может быть связана как раз с системой подкрепления.

Размышляя по такому принципу, исследователи решают прибегнуть к психологическому опроснику. С помощью него среди экспериментуемых было найдено несколько личностей, утверждающий, что получают удовлетворение от многого, кроме прослушивания музыки. На этом этапе ещё нельзя было говорить о музыкальной ангедонии, так как испытуемый мог страдать вышеупомянутой амузией.

Следующим шагом научной группы было разделение всех добровольцев на три команды: в первой участники положительно реагировали на музыку, получая наслаждение от прослушивания, во второй – адекватная реакция на музыку, в третьей – полное безразличие. Каждая группа получила по два задания: дать объективную оценку своему удовольствию, а также выполнить тест на скорость, где самые быстрые получили бы денежную награду.

Такие задания стимулируют систему подкрепления, а соответственно и выброс дофамина – химического вещества, вызывающего чувство удовольствие. Весь эксперимент учёные наблюдали за частотой сердечного ритма и электропроводимостью кожи (этот показатель меняется в зависимости от потовыделения) участников. Эти показатели давали полную картину эмоционального состояния испытуемых.

Статья о данном эксперименте, опубликованная в Current Biology, гласила, что у членов третьей группы, где наблюдалось равнодушие к музыке, всё в порядке с системой подкрепления, наблюдалась адекватная реакция на задания, не было выявлено никаких отклонений в музыкальном восприятии, при этом к музыке они по-прежнему оставались глухи к музыкальным композициям.

Проводя параллель с вышеуказанной иностранной речью, можно утверждать, что здесь человек способен различать слова, но они никак не влияют на его эмоции. Это всё равно, что признание в любви на русском вызывало бы у слушающего приятные ощущения, а то же самое, только на немецком языке, не нашло бы эмоционального отклика, причём человек понял бы смысл сказанного. Вот он – пример музыкальной ангедонии.

не любовь к музыке 2

Такая информация заставляет пересмотреть некоторые нюансы работы системы подкрепления, что несомненно заинтересует психологов и нейробиологов. Выходит, что система действует выборочно и человеческие пристрастия можно объяснить симпатией и антипатией мозгового центра удовольствия, т.е. в некоторым плане человек не властен над собственным ощущением удовлетворения.

А вот вопрос «почему некоторые не любят музыку» остаётся актуальным, ведь учёные пока поняли саму процедуру «нелюбви», ответить сейчас они точно не смогут. Возможно, что тот, кто равнодушен к музыке, просто ещё не наткнулся на композицию, которая по-настоящему поразила бы его.

Что думаете по этому поводу? Встречали ли вы таких людей в реальной жизни? Напишите ваше мнение в комментариях.

Мысли Позитивно! Red Nuts / A. Stroganov

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + 14 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.