Всем привет, на связи Александр Строганов. С Вашего позволения, сегодня немного пофилософствуем на тему качества музыки.
Пока читаете данную публикацию — слушайте параллельно хорошую музыку. Нажмите кнопку play в плеере (если аккаунта в Яндекс Плюс у вас нет – вы можете сделать его и получить 60 дней бесплатно – здесь):
Почему мы больше не ценим музыку?
В 1993, произошло событие, которое можно считать важнейшей вехой в музыкальной культуре: был разработан компьютерный формат МР3.
Детище Института интегральных схем общества Фраунгофера в Германии, этот формат изначально был одной из составляющих мультимедийного формата MPEG-1 (впоследствии – MPEG-2), однако стремительно развивающиеся интернет-технологии нарушили планы создателей. Чтобы сжать звуковой сигнал, в МР3 использовались психоакустические алгоритмы, что позволяло сделать потери практически неразличимыми для человеческого уха.
В 1994 благодаря продукту того же Института Фраунгофера – первому программному кодировщику I3enc – MP3-файлы оказались в Интернете. Вскоре выяснилось, что благодаря этому формату даже невысокие скорости тогдашней «всемирной паутины» этот формат позволял распространять аудиозаписи.
После выпуска в 1997 году первого MP3-плеера для Windows, уже ставшего легендой – WinAmp – произошла настоящая революция в мире музыкальных технологий. Новый плеер поддерживал плагины и имел встроенный эквалайзер, в том числе визуализировавший звуки. Позже стало возможным менять тему интерфейса.
В 1998 году южнокорейской компанией SaeHan был выпущен первый аппаратный MP3-плеер, оснащённый смешными по современным меркам объёмами памяти – 32 или 64 Мбайт. В это время интернет уже был наводнён огромным количеством самых разных музыкальных файлов в формате MP3. Большинство из них были пиратскими.
В это же время сильно подешевели компьютерные дисководы с возможностью записи CD-ROM. А чуть позже, к великой радости меломанов, появились CD-плееры с новой функцией: теперь они могли читать ещё и MP3-файлы, что давало возможность сбросить большое количество музыкальных файлов сразу с компьютера, а затем вставить диск в плеер и наслаждаться творчеством любимых исполнителей.
Очередную MP3-революцию произвела корпорация Apple в 2001 году, выпустив первый в мире iPod. Его основой был миниатюрный жёсткий диск с объёмом памяти 5-10 Гбайт, что сделало возможным загружать в это небольшое устройство целые фонотеки. К тому же, на него можно было скачать файлы напрямую с компьютера, без использования дисков и других физических носителей. Согласно официальной легенде, идея iPod, как и его слоган «тысяча песен в твоём кармане» принадлежит лично главе Apple Стиву Джобсу.
Но как бы там ни было, а новое изобретение принесло Apple огромную прибыль: продажи iPod практически сразу после появления взлетели до небес. Кроме того, iPod стал уже не просто устройством для прослушивания музыки, а стильным аксессуаром для современных и активных людей.
Произошло это во многом благодаря необычному внешнему виду плеера, а также необычной и удобной системе управления. Кнопки в iPod располагались следующим образом: четыре по кругу и одна в центре. Механическое кольцо прокрутки уже через год стало сенсорным. Такая система управления плюс анимированный интерфейс экрана произвели сильное впечатление на окружающих и способствовали огромной популярности устройства. Первые модели iPod совмещались только с компьютерами Apple, но поклонники этих плееров всё равно были очень довольны своим приобретением.
Таким образом, основные фазы развития МР3 можно распределить так: 1993 год – появление формата МР3 способствовало распространению музыки в интернете, 1998 год – выпуск первого портативного плеера MPMan позволило иметь под рукой сразу всю любимую музыку, 2001 год – Apple сделала устройство для прослушивания музыки элементом модного стиля.
Со временем музыка утратила материальное значение. «Композиции» стали «треками», а музыку всё чаще стали слушать фоном. Люди перестали покупать компакт-диски – ведь стало можно хранить у себя на компьютере огромнейшее количество музыки, скачанной с интернет. Сейчас всё больше думают о вместимости плеера, удобстве его интерфейса и дизайне – о качестве звучания даже не задумываются. Да и о чём может идти речь, когда каждый день слушаешь бесконечный поток песен просто в качестве фона?
Тех, кого действительно волнует качество звука, сейчас лишь небольшой процент. Они продолжают слушать музыку на CD-плеерах и катушечных магнитофонах. В последнее время возрождается мода на виниловые проигрыватели. Ценители пластинок очень гордятся своими коллекциями винила; кстати, среди них всё больше молодёжи. Но в обществе таких людей считают чудаками и снобами. И тем не менее, заплатив немалые деньги за высококачественную аппаратуру и лицензионные диски, вы, сами того не осознавая, получаете большее удовольствие от прослушивания музыки, чем если бы вы просто скачали файлы из интернета и массово загрузили их в плеер.
Реальность такова, что, оставляя в прошлом материальный носитель, мы теряем и ценность музыкального произведения. Казалось бы, творцы технического прогресса совершили доброе дело, избавившись от всего лишнего, стерев границы между человеком и музыкой, предоставив ему полное право властвовать ей. Но всё же человек потерял что-то. И дело вовсе не в том, что мы больше не перематываем вручную плёнку и не прикасаемся к шероховатой поверхности грампластинки. Дело в том, что музыка больше не приносит того эстетического наслаждения, а соответственно не занимает такого высокого места в иерархии потребностей, как раньше. Возможно, она стала чересчур доступной.
Ежедневно в сеть заливается огромное количество музыки. Среди этого разнообразия представлено и много новых исполнителей. В этом легко убедиться, зайдя на любой сайт, где можно бесплатно скачать музыку. Прослушать это хотя бы частично, чтобы понять, какие исполнители достойны внимания, а какие — нет, невозможно чисто физически. Поэтому даже у самых талантливых исполнителей и музыкантов очень мало шансов найти своего слушателя, и в этом сложность. Если исполнитель хочет стать популярным, без «раскрутки» ему не обойтись.
Поэтому в последнее время так распространены исполнители, у которых невозможно запомнить ни одной песни, и даже их голос идентичен десяткам других. Они обладают неплохими вокальными данными, и технически их исполнение на высоком уровне, но они не поют, а именно исполняют. В их голосе, как и в их песнях, нет ни капли души. Это несложно объяснить: фоновой музыке не нужны эмоции, она просто должна быть комфортна в любых условиях. Классическая музыка (а также современная музыка, написанная в классических традициях) сейчас далека и непонятна основной массе слушателей как никогда. И это не может не огорчать, ведь сейчас возможностей собрать полную музыкальную коллекцию лучших представителей классической музыки гораздо проще. К тому же сделать это можно совершенно бесплатно, тогда как ещё двадцать лет назад на это можно было потратить уйму времени и кучу денег.
Вы спросите: а когда же начнутся пространные философствования об МР3 низкого качества и «старом добром звуке, который мы потеряли»? Оставим их снобам. Такие беседы давно уже неактуальны, потому что качество звука действительно никого не волнует. К тому же МР3 не столь плох, как его представляют: даже самый придирчивый ценитель качественного звука не найдёт различий между хорошей кодированной записью и тем же CD. Существуют и форматы, позволяющие произвести кодирование без потерь (APE, ALAC, FLAC и ещё не один десяток других). Интересный факт: из нескольких тысяч пластинок лишь на одной имеются частоты ниже 50 Гц, тогда как при MP3-кодировании отсекаются все частоты выше 16-17 кГц. Вот удивились представители известного британского журнала Hi-Fi News & Record review: это они пришли к такому выводу, решив проверить свою виниловую коллекцию!
Обычному человеку совершенно всё равно, музыку какой частоты он слушает, к тому же даже сжатого формата вполне достаточно для того, чтобы послушать в наушниках любимую группу. А ещё – звук в МР3 всегда одинаковый. Он не зависит от случайных факторов и не может истереться от постоянного использования, как плёнка или поверхность CD-диска. Главная проблема лишь в том, как современные люди стали относиться к музыке: из-за чрезмерной доступности она обесценилась. Люди уже не относятся к ней столь трепетно, как некоторое время назад. И ответ на вопрос, есть ли в этом вина МР3, будет однозначно положительным.
Мысли Позитивно! Red Nuts / A. Stroganov
Комментарии: